Изготовление пилорамы на основе бензопилы является самым простым способом организации работы мобильной лесопилки, такие конструкции обходятся дешевле заводских моделей и выигрывают в скорости расшивки бревен в сравнении с использованием того же инструмента в ручном режиме. Достигаемый результат по многом зависит от правильности выбранного чертежа, типа и мощности закрепляемой пилы, во избежание ошибок рекомендуется составить план, учитывающий точные линейные размеры узлов, ожидаемые функции и нагрузки, условия эксплуатации и другие факторы. В самом простом исполнении это оборудование является мобильным, при распиле древесины в больших объемах установку рекомендуют сделать стационарной.
Сравнение самоделок и заводских моделей
Потребность в изготовлении мобильной мини пилорамы на базе бензопилы возникает довольно часто, как при обеспечении частных нужд, так и при организации временной работы лесопилок на выездах. Собранные на их основе конструкции являются полностью автономными, на их службу практически не влияют погодные условия (хотя эксплуатировать их в качестве стационарных на открытых участках без навеса не рекомендуется). В плане производительности и точности получаемого среза они неизменно уступают промышленным разновидностям и моделям с электронными системами регулировки, но для простой расшивки кругляка на временных лесопилках их функций более чем достаточно. К конструктивным отличиям самодельных пилорам от заводских также относят:
- Отсутствие встроенных патрубков для подключения аспирационных устройств и систем, размещаемых над зоной обработки. Летящие во все стороны щепки от бензопилы представляют серьезную проблему, частично решаемую правильным направлением режущего полотна или цепей, но какая-либо продуманная защита у самоделок обычно отсутствует.
- Менее устойчивое положение пильной каретки. Самостоятельно собранные пилорамы из бензопилы уступают заводским моделям в качестве сварки швов и надежности креплений узлов. По этой причине они сильнее подвержены вибрациям во всеми вытекающими последствиями (образованием «волны», перекосом рамы и направляющих, изменению геометрических размеров и другим деформациям). Во избежание подобных ситуаций в ходе сборки рекомендуется тщательно следовать выбранным чертежам, использовать металлические элементы с толщиной стенок от 1,5 мм и выше, качественно проваривать швы и увеличивать число болтов в особо нагружаемых зонах.
- Отсутствие системы регулировки расположения режущей части бензопилы и возможности смены ее угла. Самые простые в изготовлении схемы предусматривают горизонтальное движение полотна, сделать самому мобильный инструмент с вертикальной или сменной пилой в разы сложнее.
Самоделки не проходят обязательные для заводских моделей испытания прочности, их возможные недочеты проявляются уже в процессе эксплуатации. Но они выигрывают в доступности и практичности, устанавливаемая на такие конструкция бензопила при необходимости снимается и используется на лесопилках по прямому назначению. При самостоятельной сборке подбираются нужные владельцу размеры и вид портативной пилорамы, учитывается рост оператора, способ загрузки, закрепления и подачи бревен и другие мелочи, оказывающие влияния на ход расшивки. Подбор специальной конфигурации заводской модели и внесение в нее изменений обходится дороже.
Функции основного рабочего узла выполняет цепная или ленточная бензопила, в первом случае предпочтение отдается разновидностям с твердосплавными напайками, во втором – полотнам с хорошо расточенными зубьями. Их мощность зависит от вида установки, простые мобильные пилорамы собираются на основе сравнительно коротких и экономичных в плане потребления пил, стационарные и перемещаемые по направляющим виды – с закреплением мощного бензинового двигателя и длинной режущей части. Для контроля толщины досок используется линейка и дополнительные упоры.
Устройство самодельной пилорамы
В простейшем исполнении инструмент остается ручным, к основанию, перпендикулярному режущей части крепится лист толстого металла с приваренной трубой, выполняющей функции дополнительной рукоятки. Расшивка бревен в данном случае представляет довольно трудоемкий процесс, пластина и натянутый шнур помогают разрезать его на доски нужной толщины, но лишь при постоянных и значительных усилиях оператора. Такую мини пилораму рекомендуют сделать при выполнении разовых работ, ее исполнение бывает как вертикальным, так и горизонтальным, в зависимости от модификации бензопилы. Для постоянной выработки она по понятным причинам не подходит и заменяется разновидностями с перемещаемой на салазках или рельсах пилой.
Ярким примером мобильной пилорамы, служащим прототипом большинства самоделок, являются модели Logosol, изготавливаемые из легкого, но прочного алюминия и устанавливаемые в любой точке леса. Они представляют собой рамные конструкции с длинными и короткими опорами, соединенными поперечными балками, перемещаемыми по вертикали этажеркой и подъемным механизмом для удержания и смены положения бревна, одной направляющей с салазками и держателем бензопилы. В базовом исполнении такие мини пилорамы используются на лесопилках при продольной расшивке кругляка длиной до 5 м, несмотря на легкость материала профиля они являются устойчивыми и прочными. При их изготовлении своими силами алюминий заменяют металлическим уголком, трубами или швеллером.
Различия в конструкциях проявляются в механизмах регулировки толщины доски. В случае мобильных пилорам Logosol и их аналогов подъем или опускания бревна при сборке своими руками обеспечивают лебедки и соответствующие упоры. Виды с перемещаемой по раме кареткой имеют оснащаются ручными подъемниками самой пилы и линейками. Первый вариант рекомендуют выбрать при расшивке небольших бревен, второй – с большим диаметром.
Инструкция по сборке пилорамы из бензопилы своими руками
Работы начинаются с выбора схемы конструкции и подготовки материалов и инструмента: металлического уголка, сварочного аппарата и болтов. Основные сложности возникают при подборе салазок или механизмов подъема, первые чаще делают на основе роликов, вторые – готовых лебедок или домкратов. Подготовленный профиль или уголок разрезается на отрезки нужного размера, все отверстия для креплений узлов портативной пилорамы сверлятся заранее. Далее пошагово выполняются следующие действия:
1. Подготавливается опорная платформа или каркас путем сварки ножек и поперечных балок.
2. Из жесткого алюминиевого или стального профиля, или покрытых металлом доски изготавливается направляющая для будущего перемещения салазок с пилой. После размещения ее в горизонтальной плоскости она усиливается боковыми упорами из более тонкого и легкого уголка.
3. Рядом с длинными опорами согласно чертежу фиксируется подъемный механизм бревен, в случае самоделки по типу Logosol – домкратный. Его ручки выводят со стороны направляющей, к ним обеспечивается свободный доступ.
4. Крепятся салазки с режущим инструментов, пилорама из бензопилы проверяется на прочность.
5. Вдоль линии перемещения пилы закрепляется механизм со шнуром или тросиком.
6. Проводится проверка работы узлов, после устранения люфтов все неподвижные и не трущиеся поверхности покрывают антикоррозийными грунтами. Пропускать последний этап не рекомендуется, пилорама, собранная из бензопилы, эксплуатируется на открытых участках и временных лесопилках.
Для усиления устойчивости опоры таких конструкций расширяют (или увеличивают их число), при наличии опыта их можно сделать удлиняемыми или сборными. При соблюдении всех требований пила заходит в бревно под небольшим углом и плавно перемещается вдоль направляющей, такое исполнении позволяет избежать ее заклинивания. При неограниченном бюджете и планировании обустройства лесопилок на разных участках стоит собрать переносную пилораму своими руками из прочного алюминиевого профиля, как более легким и устойчивым к коррозии. В этом случае все элементы соединяются болтами, надежность крепления последних нуждается в периодической проверке.