Для чего нужна задняя бабка, ее виды и устройство

Безопасность и эффективность работы любого токарно-винторезного станка зависит от надежности и точности функционирования его отдельных элементов, и задняя бабка не является исключением. Этот узел используется при закреплении длинных деталей в центрах, установке сверл, метчиков и аналогичных метизов, контроле фиксации резцов. По сути он является второй опорой во всех устройствах с габаритами выше средних: от учебных с универсальными функциями ТВ4 и ТВ16 до профессиональных моделей (Stalex, JET, Metal Master и другие). Стабильность и устойчивость задней бабки напрямую влияет на точность обработки деталей, во избежание ошибок важно правильно понимать принцип работы и требования эксплуатации данного узла.

Устройство токарного станка и роль в конструкции задней бабки

Оглавление:

  1. Конструкция
  2. Особенности
  3. Восстановление и ремонт

Особенности и устройства

Конструктивное исполнение этого элемента бывает разным, но схемы и принцип действия в большинстве моделей общие, а именно – цельная часть со встроенным вращающимся центром с отверстием посередине обеспечивает жесткую фиксацию или вращение закрепленной детали или рабочего инструмента. К стандартным комплектующим данного узла токарного станка относят:

  • Рабочее основание, чаще всего имеющие вид плоской и устойчивой плиты.
  • Непосредственно корпус, представляющий собой цельный литой элемент.
  • Пиноль, имеющая форму длинной полой гильзы с отверстием для жесткой фиксации сверла, зенкера или резца токарного станка, или хвостовиком центра конического типа, устанавливаемого с целью дополнительной поддержки детали. Она страхуется от поворотов или смещения шпинделем, при необходимости полностью убираемым узел бабки. Именно этот элемент выполняет функции встроенного вращательного центра и воспринимает основные нагрузки, в сравнении с остальными он чаще подвергается износу.
  • Колесо-маховик перемещения пиноли.
  • Рукоятку фиксации задней бабки и винт регулировки. Первый элемент для удобства располагают в верхней части корпуса, второй – внизу, рядом рабочим основанием.

Схема устройства задней бабки

Принцип работы

Данный узел задействуется при обработке деталей на токарных станках двумя способами: путем вращения закрепленной в отверстии бабки заготовки относительно своей оси или с помощь установленных в нем же соответствующих сверлящих или режущих инструментов. Таким образом, шпиндель настраивается на работу как с двигающимися, так и неподвижными заготовками, все возможные его перемещения осуществляются на этапе подготовки, в ходе самих токарных операций положение задней бабки остается неизменным. При его смене при подгонке под размеры (длину) обрабатываемой детали узел передвигается по оси на станине или параллельно с помощью специальной рукоятки и фиксируется путем зацепления выступа планок.

В зависимости от габаритов и вида привода все используемое оборудование разделяется на модели с ручным изменением положения этого узла (чаще всего с шестерной передачей усилий на шпиндель) и подключенные к электродвигателю. Станки по металлу со средней мощностью и функциональностью (ТВ4, ТВ16, 1К62) обеспечивают вращение через радиально-упорный подшипник, но положение задней опоры у них меняется вручную, профессиональное оборудование подключено к электроприводу и полностью автоматизировано. Продольное передвижение узла при этом контролируют длину обрабатываемой заготовки, поперечное – позволяет изготавливать конусные детали.

Вне зависимости от конструктивных особенностей задняя бабка токарно-винторезного станка должна быть надежно зафиксирована и отцентрирована относительно других осей устройства. Произвольное смещение недопустимо, требования к устойчивости этого узла очень высокие, в противном случае он не будет обеспечивать точность фиксации обрабатываемой заготовки в центровых отверстиях, что в свою очередь приводит к вырыванию и аналогичным аварийным ситуациям.

Ремонт задней бабки

Данный узел является одним из самых задействованных и чаще других выходит из строя. Потребность в его ремонте возникает при отклонении соотношения мостика и станины, высоты центра или точности отверстий в корпусе пиноли. Действия по восстановлению выбираются в зависимости от степени повреждения (при незначительном износе достаточно притира, в особо сложных случаях испорченную деталь заменяют полностью), к самым трудоемким операциям относят работы по обновлению пиноли задней бабки токарного станка. Среди наиболее частых видов ремонта этого узла выделяют:

  • Восстановление точности посадки осевой гильзы или высоты центров с помощью акрилопластов, без изготовления новой пиноли. Этот способ признан самым эффективным и малозатратным, при его реализации отверстие растачивается на токарном станке со снятием не более 2-3 мм металла, обезжиривается, заливается прочными сополимерами и выдерживается при положительной температуре, по окончании затвердевания в нем формируются соответствующие канавки и пазы.
  • Ремонт мостика и корпуса путем шабрения и фрезеровки их поверхностей с последующим приклеиванием накладки (при необходимости, при неплотном примыкании), расточкой и доводкой отверстия с помощью чугунного притира, повторной сборкой и подгонкой всех элементов. Таким образом ремонтируют пиноли задней бабки на заводах, способ считается трудоемким и сложным, обеспечить плавное движение и правильное положение гильзы по отношении к осям станка после таких операций могут только специалисты.
  • Восстановление точности отверстия путем шлифовки наружного диаметра с последующей посадкой компенсационной втулки из каленой стали на эпоксидный клей. Этот способ ценится за повышение износостойкости пиноли токарного станка и экономичность, но правильно выполнить эти работы могут не все.
  • Ремонт отверстия для подшипников. Для проведения этих работ следуют купить новый корпус взамен изношенного и подогнать внутренний диаметр и радиальное биение с учетом точных размеров имеющегося сборочного узла.

Поставкой и ремонтом этого узла занимаются многие заводы по выпуску токарных станков, но приобрести его отдельно в новом состоянии сложнее и дороже в сравнении с восстановлением. С учетом встроенного вращающегося центра, в большинстве случаев работающего в скоростном режиме, рекомендуется постоянно отслеживать состояние этой опоры и исправлять последствия износа на начальном этапе.

Автор:
Валерий Строев
Share